07.02.2019 30 января 2019 года в МБОУ «Осыпнобугорская СОШ» была проведена районная конференция учителей начальных классов «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности учащихся  в урочной и внеурочной деятельности»

 

Система работы учителя начальных классов по формированию читательской
компетентности учащихся  в урочной и внеурочной деятельности 30 января 2019 года в МБОУ «Осыпнобугорская СОШ» была проведена районная конференция учителей начальных классов «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности учащихся  в урочной и внеурочной деятельности».

На конференции был представлен опыт школ района. Участниками конференции были выделены ключевые моменты по формированию читательской компетентности учащихся  в урочной и внеурочной деятельности.

Педагогами МБОУ «Карагалинская СОШ» для повышения эффективности уроков литературного чтения используют разные виды работ: краткий пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика, чтение по ролям, иллюстрирование прочитанного произведения, участие в конкурсах и проведение мероприятии на базе школы.

Сибирёва Е.В. учитель начальных классов МБОУ «Началовская СОШ»  ведет работу по формированию читательского интереса через уроки литературного чтения, внеклассное чтение. Проводит  клуб семейного чтения и  литературные праздники. Применяет систему основой которой является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное.

Мулляминова Р.Н. -учитель начальных классов МБОУ «Трехпротокская СОШ»  рассказала о приёмах для формирования выразительного навыка чтения, о приёмах, способствующих пониманию смысла текста, для развития беглости чтения. Руфия Наилевна провела с коллегами мастер-класс по данным приёмам. Свой опыт нарабатывает благодаря взаимодействию с коллегами, наставникам-учителям, сотрудничеству с родителями.

Учитель начальных классов МБОУ «Бирюковская СОШ»  Нугманова Р.С. использует систему тренировочных упражнений, которые проводит как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 5 минут урока и включающий в себя последовательно выполняемые упражнения. Это дыхательная гимнастика и подготовка голоса, чтение блоков, отработка дикции, интонационная разминка. Для формирования оптимальной скорости чтения применяет приём жужжащего чтения на каждом уроке. 

Скуфина А.И., Махмудова  Н. М. учителя начальных классов МБОУ «Приволжская СОШ №2» поделились опытом приобщения учащихся к чтению через программу внеурочной деятельности. Рабочая  программа внеурочной деятельности «Умное чтение 1-4 классы» направлена на возрождение системы уроков внеклассного чтения.

Учителя начальных классов МБОУ «Килинчинская СОШ имени Героя России Азамата Тасимова»  Алимуллаева И. Р. и  Айбулатова Н. З. работают над формированием смыслового чтения. Используют  технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Педагоги  МБОУ «Татаробашмаковская СОШ» Ахмедова Р. С., Мустафаева З. Х., Бекбулатова И. Р. для формирования навыка чтения используют в своей работе такие приёмы, как чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, работу со скороговорками. А также активно применяют опорные таблицы, справочную литературу, словари, энциклопедии.  Эффективными в работе считают создание проблемно-поисковых ситуаций, настраивающих детей на активное участие в решении проблемы.  Такой приём, как «Тонкие и толстые вопросы» учат детей размышлять, высказывать своё мнение.

Гришаева Н. В. -учитель начальных классов МБОУ «Кирпичнозаводская СОШ» рассказала о том, что для совершенствования беглого чтения в своей практике использует тренинги: чтение по решётке, чтение наоборот, собери текст, чтение вверх ногами и   приёмы «Создай паспорт», «Создание мини-проекта». Немаловажное место в работе занимают ролевые игры.

Во внеурочной деятельности формирование читательской компетенции осуществляет через программы «Умники и умницы», «Мой родной город», «Азбука юного пешехода», а также интернет-площадку «ГлобалЛаб».

Айналиева Р.З. и Дуйсембиева Р.Х. учителя начальных классов МБОУ «СОШ им.А Джанибекова с.Растопуловка» рассказали о технологии обучения оптимальному чтению, которую применяют на уроках. Оптимальное чтение- чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости  достигается оптимальное понимание смысла прочитанного. Поэтому на уроках проводят упражнения для подвижности губ: растяни губы в улыбке без обнажения зубов и с обнажением зубов при закрытом рте; плотно сомкните губы и т.д. Важна частота чтения, а не длительность упражнений. Советуют на начальном этапе обучения чтению дробить чтение на несколько этапов. Приём «жужжащего чтения»- чтение, когда все читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью. Этот приём работает на каждом уроке в течение учебного дня. Эффективными считают такие приёмы, как «Губы» (молча-вслух), «День-ночь» (день-читают, ночь-закрывают глаза), «Спринт» (3-5 детей читают одинаковый текст одновременно вслух), «Чтение перед сном», «Многократность чтения» (в течение 1 минуты читают, потом заново и сравнивают), «Самозамеры». Все эти приёмы и методы способствуют формированию беглого чтения, делает уроки интересными и эмоциональными.

Учитель начальных классов МБОУ «Осыпнобугорская СОШ» Уразова А. И. для активного чтения пользуется  приёмами «Чтение с пометами», «Чтение с остановками», «Тонкие и толстые вопросы»,  что позволяет развивать умение анализировать текст, учит пониманию и осмыслению. Для активизации ранее полученных знаний хороши приёмы «Ассоциация», «Ключевые слова», «Да-нетка». Для графической организации учебного материала применяет «Составление кластера», «Перепутанные логические цепочки». Для раскрытия  творческих способностей эффективны приёмы «Синквейн», «Диаманта», «Цветопись», «Пятиминутное эссе». В практике данной школы ведётся активная разработка и реализация курса «Скорочтение», особенностью которого является процесс формирования «грамотного читателя», который включает в себя не только повышение качества чтения, но и уровня понимания прочитанного.

Формирование читательской компетентности – одно из важнейших направлений в педагогической практике. (Умение работать с устными и письменными текстами, составлять план письменного текста и создавать письменные тексты)